КАНАТНЫЙ ТРАМВАЙ
Коротко...
Уже больше века с четвертью вагончики канатного трамвая перевозят пассажиров вверх и вниз по холмам Сан-Франциско, движимые канатами, которые проходят прямо под рельсами, посередине. Сегодня действуют три маршрута, покрывающих 69 городских кварталов. Две основные линии связывают главные туристские районы - Fisherman’s Wharf и Union Square. Это, плюс тот факт, что это интересное развлечение и что это исключительно сан-францисская штуковина, объясняют, почему канатный трамвай так популярен у туристов.
Плюсы:
- на нем приятно прокатиться.
- это хорошая связь между районами Fisherman’s Wharf и Union Square.
- он существует только в Сан-Франциско.
Минусы:
- длинные очереди на конечных остановках.
- много народу.
Время работы:
с 6:00 до 00:30 ежедневно
Стоимость проезда:
$6.00 (только наличные. Сдачу могут сдать с $20, не крупнее. Можно также предъявить одноразовый билет на муниципаль-ный транспорт и доплатить $4). Купить билет можно и в кас-сах на конечных остановках: на углу улиц Powell/Market (у площади Union Square) и Hyde/Beach (район Fisherman’s Wharf). Кондуктор продает проездной на один день (All-day passport, $14; годен и на другие виды общественного транспорта в тот же день). Дети до 5 лет – бесплатно. Для проезда годятся также: CityPASS, 1-3-7 days Muni Pass и месячные проездные билеты на общественный транспорт (Monthly Muni passes).
Это может быть интересно...
Как сэкономить время
Это может пригодиться: нет нужды стоять в длинных очередях на конечных остановках (иначе - разворотных кругах, или turntables) – кондукторы всегда оставляют место в вагоне, чтобы подхватить пассажиров по ходу маршрута. Проще пройти вдоль линии пару кварталов и заскочить в вагон или на подножку без всякой очереди (с любой стороны). Помашите водителю рукой, чтобы остановился на вашей остановке.
История появления
Канатный трамвай – это местное изобретение. Идея пришла в голову производителю тросов по имени Эндрю Смит Хэллидай после того, как он стал свидетелем ужасной гибели лошадей, затаскивавших конку по крутому подъему на Джексон стрит. Лошади споткнулись, и тяжелый вагон стащил их вниз по склону до смерти. Вместе с инженером Уильямом Эппелшей-мером Хэллидай придумал систему, приводимую в движение паровой машиной, в которой вагоны цеплялись к канату с помощью специального цепляющего рычага. С инженерной точки зрения интересно были сделаны и сами канаты: тросы из стальной проволоки имели джутовую сердцевину. В то время как наружная стальная обмотка помогала выдерживать нагрузку, джутовый канат внутри позволял рычагу захва-тывать трос более цепко, так как трос при этом слегка сжи-мался. Эта система являлась лучшей для крутых спусков и подъемов вплоть до 1920-1930 годов, когда появились конку-ренты - автобусы, способные покорять холмы.
Первая линия канатного трамвая начала действовать в 1873 году и имела большой успех. Со временем в городе функцио-нировали 8 канатных трамвайных компаний с 600 вагонами и длиной линий в 82 километра.
1906год
В 1890-е годы наступило время электрических трамваев. Хотя они покрыли город уродливой паутиной электрических кабелей, они были гораздо дешевле и в постройке линий, и в эксплуатации. А вы знаете, кто чаще всего выигрывает в споре «красота против экономии».
Мощное землетрясение 1906 года ускорило развязку: оно разрушило большинство линий канатного трамвая и трамвайных депо, в пожарах после землетрясения сгорело 117 вагонов. Когда город возводили заново, на месте линий канатного трамвая были проложены линии современного, электрического.
Комитет спасения канатного трамвая
К началу 1950-х в городе осталось всего пять линий канатного трамвая, и городские власти собирались окончательно убрать их с улиц Сан-Франциско. Тогда жители поднялись на защиту своего любимца: они создали Комитет спасения канатного трамвая и вынесли вопрос на городской референдум. Подавляющим большинством голосов было решено и подтверждено городским законом, что канатный трамвай остается. Благодаря этому мы и сегодня можем слышать, как его звонки раздаются тут и там по холмам Сан-Франциско.
В 1980-е годы был проведен капитальный ремонт всей системы, стоивший городу тогда 60 миллионов долларов. Сейчас подходит время следующего капремонта, поэтому стоит поторопиться с визитом в город на холмах.
Музей канатного трамвая
В кирпичном здании на холме Nob Hill (фотография вверху страницы) располагается не только машинный зал, откуда берут силу для движения вагонов подземные канаты, но и музей канатного трамвая (Cable Car Museum). Там выставлены самые первые трамваи, исторические фотографии долгих лет службы этого редкого сейчас вида транспорта и стенды, показывающие, как работает эта оригинальная система. Ну, и, конечно, интересно посмотреть на то, как крутятся большущие трудяги-колеса, которые тянут канаты – а те, в свою очередь, где-то снаружи тянут на себе трамваи с пассажирами.
Вход в музей бесплатный; он открыт ежедневно, кроме Пасхи, Дня Благодарения, Рождества и Нового года. С 1 апреля по 30 сентября - 10 до 18, с 1 октября до 31 марта - с 10 до 17. Адрес: 1201 Mason Street, San Francisco, CA. Телефон: (415) 474-1887. Веб-сайт: CableCarMuseum.org
Конкурс на лучший трамвайный звонок
С 1962 года такие конкурсы проводятся ежегодно во второй или третий четверг июля на Powell Street перед отелем Westin St. Francis (на площади Union Square). Тысячи людей собира-ются послушать, как машинисты и кондукторы соревнуются за право называться любимыми городскими трамвайными звонарями. Дату проведения конкурса можно уточнить здесь: sfmta.com/cms/mfleet/cablecar.htm
View Cable Car Routes in a larger map